Научно-технический прогресс — коварная штука. Сперва он породил такой бизнес, как интернет-кафе, а теперь пытается его погубить, открыв для широкой публики легкий доступ во Всемирную сеть практически из любого места — дома, офиса и даже со скамейки в парке. Какова нынешняя перспектива у интернет-кафе, и как они эволюционировали с тех пор, как впервые появились в Москве одиннадцать лет назад?
Все это время интернет-кафе действительно конкурировали не столько между собой, сколько с альтернативными способами выхода в Сеть. И в последние годы — увы! — проигрывали вчистую. Даже общий прирост интернет-аудитории в России никак не способствует их процветанию: численность клиентуры интернет-кафе застыла на уровне 2,4-2,5 миллиона человек. Как свидетельствует исследование фонда «Общественное мнение», чтобы попасть в Сеть, люди скорее предпочитают отправиться к друзьям-знакомым (16% от общего числа пользователей), чем в интернет-кафе (9%). Но и тот, и другой способ оказаться в онлайне меркнет в сравнении с успехами домашнего Интернета, который стал предпочтительным для 58% пользователей: недорогая «выделенка» делает свое дело!
Трудности жанра
Еще одна напасть для интернет-кафе — беспроводной доступ, который развивается в столице впечатляющими темпами. Простой ресторан или кофейня, обзаведясь точкой доступа Wi-Fi, отчасти превращается для интернет-кафе в злостного конкурента. У одной сети Яндекс.WiFi в Москве сейчас свыше двухсот точек, причем доступ в Сеть они предоставляют бесплатно. Как поясняет Елена Колмановская, главный редактор Яндекса, расходы на оборудование точки минимальны — несколько сотен долларов плюс ежемесячная плата менее двухсот долларов. Эти траты в сравнении с оборотом заведения ничтожны, зато важны для создания дополнительного комфорта для посетителей.
Похоже, и без того нелегкий хлеб интернет-кафе пытаются отбить со всех сторон. «Такая функция интернет-кафе, как обеспечение доступа в Сеть постепенно отмирает, — констатирует Елена Колмановская. — А ведь оно когда-то было основной идеей этого бизнеса!»
Неужели это диагноз? Например, в Германии, где Интернетом пользуется 61% жителей (причем преимущественно с домашнего компьютера), интернет-кафе практически превратились в экзотический вид бизнеса. Не грозит ли вымирание и московским заведениям подобного жанра?
Сами игроки рынка не склонны предаваться пессимизму.
— Я все время провожу параллель с хлебом, — говорит Нина Галкина, директор учебно-консалтингового интернет-центра «Бизнес-Радуга». — Интернет в современном мире стал «хлебом», а интернет-кафе — это «булочная». Объемы информации каждый год увеличиваются в несколько раз, а растет ли в таком же темпе количество точек доступа в Интернет? Виктор Сапешко, учредитель компании «Асталависта», оператора двух компьютерных клубов, также не может удержаться от аналогий:
— Кинотеатры по-прежнему функционируют, а люди продолжают ходить в кино, несмотря на то, что дома у всех DVD-проигрыватели и видеомагнитофоны.
Четко определить объем сегмента интернет-кафе практически невозможно. Очевидно одно: за одиннадцать лет по-настоящему крупных сетей здесь так и не сформировалось. Самые крупные игроки в Москве сегодня — это Cafemax, Netcity и Timeonline. У сети Cafemax в столице шесть интернет-кафе, плюс по одному в Санкт-Петербурге и Алматы. Netcity уже давно существует в виде сети из всего двух заведений. Timeonline открыла в 2001 году в торговом центре «Охотный ряд» свой первый интернет-салон на 200 компьютеров (на тот момент он был крупнейшим в России) и лишь несколько лет назад «созрел» для того, чтобы запустить второй.
— Сегмент практически не развивается в последнее время, и связано это, в первую очередь, с высокой стоимостью аренды помещений, которые еще и найти крайне непросто, — отмечает Виктор Сапешко («Асталависта»). — Новые проекты запускаются и сейчас, но 80% из них убыточны, зачастую заведомо.
Не доступом единым
С организационной точки зрения бизнес интернет-кафе представляется сравнительно простым. «Это вам не продуктовый магазин, где есть постоянные закупки и поставки. Здесь все один раз наладил, а потом только контролируй. И никакой логистики», — делится опытом один из участников профессионального форума. Как это часто бывает в тех видах бизнеса, где невысок порог входа (по подсчетам экспертов, открыть интернет-кафе средних размеров в столице можно, имея стартовый капитал от 50 тысяч долларов), здесь наблюдается довольно высокая «текучка»: многие заведения открываются, работают полгода-год, а затем тихо и незаметно закрываются.
В теории возможных форматов в этом виде бизнеса три: компьютерный клуб, в котором основной предмет аренды — компьютерные игры; интернет-клуб, где к компьютерным играм добавлена услуга доступа к сети Интернет; и интернет-кафе (наиболее объемная модель, объединяющая в себе компьютерный зал с интернет-доступом и кафе). На практике разделение достаточно условно — все зависит от того, как позиционирует свое заведение владелец. Как бы оно ни именовалось («киберкафе», «интернет-салон» или даже «интернет-паб»), все равно приходится работать над тем, чтобы «продать» еще что-нибудь, помимо доступа во Всемирную сеть. Ведь иначе круг клиентов грозит сузиться до гостей столицы и москвичей, у которых дома нет компьютера.
Чтобы оторвать хотя бы часть пользователей от домашних компьютеров, столичным интернет-кафе приходится постоянно быть на острие прогресса в отношении «железа» — и это самая затратная часть бизнеса. Полное обновление компьютерного парка бывалые игроки сегмента рекомендуют проводить не реже одного раза в год-два — причем не поэтапно, а разом. В последние несколько лет стало стандартом создавать в заведении отдельную VIP-зону с повышенным комфортом, более «быстрыми» компьютерами, дополнительной периферией (наушники, веб-камера и т. д.) и расширенным пакетом установленного программного обеспечения.
Многие владельцы сознательно задействуют социальную функцию, заложенную в формате интернет-кафе, и стараются превратить свое заведение в место общения для какой-либо специфической категории клиентов, создать неповторимую атмосферу.
И, наконец, принцип «не доступом единым» в полной мере реализуется в симбиозе интернет-кафе с другими видами бизнеса. Например, интернет-центр «Бизнес-Радуга» первоначально возник как побочный бизнес при компании, занимающейся внедрением ИТ-технологий на предприятиях и обучением. Со временем акценты в деятельности компании несколько изменились. Как говорит Нина Галкина, генеральный директор компании, сейчас в структуре доходов предприятия лишь 20% составляет внедрение, 50% — программы обучения, и 30% — интернет-кафе. При этом не без помощи «смежников» у интернет-кафе сформировалась «правильная» аудитория.
— Сама собой «подтягивается» истинно наша публика — серьезные молодые люди, у которых ни на минуту не замолкает мобильный телефон и которые ежедневно пользуются компьютером, — рассказывает Нина Галкина. — Многие из них арендуют компьютер часов на пять — в качестве временного офиса.
Сеть Cafemax изначально задумывалась как сочетание публичного доступа в Интернет с бизнес-центром для проведения семинаров и конференций. Но очень скоро компания пошла еще дальше и стала сдавать часть площадей турагентствам, салонам цифровой фотографии, предприятиям общепита и т. д. Как выяснилось, подобные виды бизнеса прекрасно уживаются под одной крышей и сообща генерируют неплохой поток посетителей.
Сама рыночная ситуация заставляет интернет-кафе прибегать к «совместительству» для повышения рентабельности. Сложность в том, что каждый новый «совместитель» — это другой бизнес, со своей спецификой, причем он отвлекает ресурсы от основного. Оператору интернет-кафе не всегда выгодно и интересно заниматься непрофильными направлениями. Например, когда открывался первый Timeonline, компания сама управляла действующим в салоне кафе. Потом от этого было решено отказаться.
— Однако просто взять и лишить посетителей кофе мы не могли, — говорит Екатерина Журавлева, генеральный директор компании «Айтемс+», которая управляет сетью Timeonline. — Хотя бы из-за сложившегося стереотипа: раз есть Интернет, кофе тоже должен быть. Выход мы нашли в привлечении субарендаторов, в нашем случае это кофейня «Шоколадница». Потом мы поняли, что клиентам будет приятно иметь под рукой и фотоуслуги, но для качественной фотопечати нужно фактически наладить отдельный бизнес. Гораздо быстрее и удобнее также разместить субарендатора, который займется привычным для него делом, где он — настоящий профессионал.
Владельцы интернет-кафе в последнее время изощряются в модернизации бизнес-формата. На просторах Родины уже замечено полдюжины «интернет-баров» (вероятно, для тех, кому решительно не пьется в оффлайне), пара «интернет-бистро» (для тех, кому сложно оторваться от монитора, чтобы перекусить) и даже единственное в своем роде заведение, позиционирующее себя как «интернет-кафе и студия загара».
Мал-мала больше
В ситуации, сложившейся в сегменте, конкуренция одиночных интернет-кафе с сетями — тема не самая актуальная. История сегмента знает примеры как бесславной кончины сетевых проектов, так и долгого и счастливого существования одиночек. Сетевикам действительно порой легче живется. Как пояснил Роман Привалов, генеральный директор «Ронам-технолоджис» (компьютерные клубы «Галактика»), они пользуются определенной брэндовой доминацией и могут рассчитывать на дополнительные доходы от рекламы новых программных продуктов и технических новинок.
Одиночкам приходится рассчитывать на собственные силы и пробиваться к успеху за счет грамотной концепции и правильного местоположения. Весьма показательна история компьютерного клуба «База», открывшегося в районе Жулебино в 2000 году. Это небольшое семейное предприятие (начинали с десяти компьютеров, сейчас их — тридцать пять), которое неплохо себя чувствует в спальном районе. Клуб рассчитан на местных любителей сетевых компьютерных игр и пользователей Интернета. Круг посетителей почти не меняется — приходят только «свои».
— Нам повезло, — рассказала Раиса Дадынская, хозяйка клуба, — практически с самого начала работы мы выкупили помещение в собственность. Конкурентов на первых порах было очень много, и интернет-кафе в районе росли как грибы. Зато сейчас в радиусе двух километров не осталось ни одного — высокая стоимость аренды загубила. Да и бизнес этот для одиночек не слишком перспективный: прибыль невелика, а затраты на старте очень существенные — мы брали кредит и окупались два года. И это с учетом того, что внутреннюю отделку помещения выполняли собственноручно.
Самое главное, считают владельцы «Базы», — соблюсти баланс: современная техника плюс домашний уют, чистота и комфорт. Прибыли, по их уверениям, ровно столько, чтобы достойно обеспечить семью. Однако сейчас открывать аналогичное заведение они бы не стали.
Центробежные обстоятельства
Какие перспективы дальнейшего развития видят перед собой основные игроки сегмента интернет-кафе в сложившихся обстоятельствах? «Рынок уже не такой бурный, на нем останется только тот, кто готов тихо, монотонно работать, потому что завоевывать в Москве теперь практически нечего. А вот что касается регионов, там, по сути, еще ничего не начиналось, — говорит Екатерина Журавлева (Timeonline). — Правда, там у людей и потребность в Интернете, возможно, меньше — многие до сих пор пишут бумажные письма и прекрасно себя при этом чувствуют».
— У этого бизнеса в регионах еще есть потенциал развития, — соглашается Виктор Сапешко («Асталависта»). — Это только в больших городах доступ в Интернет не считается чем-то особенным и воспринимается так же привычно, как и уличное освещение. Другое дело — небольшие провинциальные города, где интернет-кафе по-прежнему остаются самым популярным способом выхода во Всемирную паутину.
Уже одно то, что домашних компьютеров и домашнего Интернета в регионах гораздо меньше, чем в столице, вдохновляет московских сетевиков. О своем желании податься «в глушь, в Саратов» заявляют многие из них.
Интернет-кафе в деталях
Общая сумма вложений в открытие среднего интернет-кафе (25 компьютеров) в Москве, по мнению экспертов, составит не менее чем 50 тысяч долларов.
Основные статьи расходов:
• компьютеры — от 25 тысяч долларов;
• мебель (наиболее экономичный вариант) — 4 тысячи долларов;
• прокладка и настройка локальной сети — 2 тысячи долларов;
• подключение к Интернету, включая оплату за три месяца, — более тысячи долларов;
• аренда помещения площадью около 120 кв. м (спальный район, первый этаж, не на первой линии домов) — около 8 тысяч долларов за три месяца;
• фонд заработной платы — от 2 тысяч долларов в месяц;
• ежемесячные расходы на поддержание компьютерной техники, рекламу и пр. — тысяча долларов.
Выход на точку операционной безубыточности при правильном менеджменте возможен через 3 месяца.
Для повышения рентабельности эксперты считают принципиально важным круглосуточный режим работы, наличие VIP-зоны, дополнительных сервисов и совмещение с другими видами бизнеса (общепит, цифровая печать и т. д.)
Бизнес-журнал Онлайн