После приобретения ноутбука журналист Наталия Федотова обнаружила несоответствие фактической комплектации изделия с заявленной в описании товара на сайте интернет-магазина - и призвала интернет-пользователей к осторожности при заказе товаров онлайн.
Как рассказывает сама покупательница, "перед тем, как купить ноутбук, я провела предварительное маркетинговое исследование по критериям "комплектация-цена". Искала компьютер с видеокартой GeForce 8600M GТ. Нашла подходящую мне модификацию ноутбука - Samsung 70/А007 с видеокартой GeForce 8600M GТ - на сайте note-book, сделала заказ, на следующий день к вечеру мне привезли компьютер. Спустя 15 минут после отъезда курьера я установила ПО, прилагаемое к ноутбуку, и проверила его конфигурацию. Обнаружила, что вместо заявленной видеокарты в купленном ноутбуке установлена совершенно другая - GeForce 8600M GS, с более низкой производительностью, чем заявленная на сайте в момент моего заказа.
Был ли расчет у магазина или нет, трудно сказать. Но если и был, то простой: далеко не все покупатели проверяют комплектацию купленной вещи. А если после покупки и обнаружится подмена, то всегда можно сказать, что букву перепутали, изменить ее постфактум в описании модели и переадресовать сделанный ранее заказ на исправленную страницу, благо технические возможности позволяют web-мастеру без проблем это сделать. После моего возмущенного звонка в интернет-магазин менеджер так и ответил, мол, букву перепутали. Правда, непонятно, почему покупатель должен отвечать за ошибки продавца. Логичнее наказывать менеджера, который пишет не те буквы и вводит потребителей в заблуждение.
Итак, сразу же в день покупки я позвонила в магазин и указала на ошибку, а также отправила письмо-претензию по мейлам, обозначенным на сайте и присланным мне на электронную почту. Также отправила претензию заказным письмом по адресу, указанному в товарном чеке. Как водится, юридического адреса фирмы на сайте не обнаружилось.
Требование мое было: либо верните деньги и получите назад свой ноутбук, либо обменяйте ноутбук на аналог с видеокартой GeForce 8600M GТ, поскольку именно она была указана в комплектации на момент осуществления договоренностей о покупке. К слову сказать, по мнению экспертов, мощность и, следовательно, стоимость видеокарт, прежде всего, зависит от числа процессоров. По данным производителя видеокарта GeForce 8600M GT имеет 32 процессора, тогда как GeForce 8600M GS - 16 процессоров.
Далее во взаимоотношениях с интернет-магазином началось самое интересное. По телефону менеджер сообщил мне, что возврату подлежат только неисправные товары, в то время, как по Закону о защите прав потребителей я могу вернуть любой товар в течение семи дней с момента покупки в любом случае. А уж тем более в том случае, если продавец совершил ошибку, а именно, в рекламе указал одну модификацию, а реально продал другую, не предоставив в товарном чеке полную спецификацию продаваемого ноутбука: в товарном чеке были прописаны все ключевые параметры компьютера, кроме видеокарты.
Теперь о "маленьких хитростях" интернет-магазина. По телефону менеджер мне сообщил, что на сайте у них ошибочка вышла: вместо буквы S они написали букву T. И, соответственно, после моего звонка через день он исправил злополучную букву. Скриншоты, сделанные мною в момент покупки и после предъявления претензии, естественно, не совпадали. Дат на них нет, но, подправляя задним числом последнюю букву в описании видеокарты, менеджеры не подправили цифры на счетчике Hotlog. В принципе, скриншоты не столь важны, поскольку интернет-торговля регулируется не правилами, придуманными интернет-магазином, а Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. N 612 г. "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом" и Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей, а конкретно статьей 26.1 "Дистанционный способ продажи товара". В соответствии с пунктом 4 указанного Закона "Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней".
Так, что покупая технику в интернет-магазине, будьте готовы к тому, что заказываемая вами комплектация технического устройства может быть изменена задним числом, и Вам сложно будет доказать, что на сайте в момент заказа была опубликована совершенно иная информация, нежели после покупки, если, конечно, вы не запишите на встроенный в телефоне диктофон признание менеджера магазина о совершенной им ошибке и в день покупки не заверите скриншот с описанием заказанной модели у нотариуса".
Сообщение разгневанной покупательницы интернет-магазина было распространено по различным интернет-каналам рассылок для прессы. Как говорится, "комментарии излишни". Только напомним: треть жалоб в Департамент потребительского рынка и услуг Москвы приходится на интернет-магазины, а через 3-4 года количество жалоб вырастет в 10 раз.
oborot.ru