Пара-тройка миллионов долларов, отличная команда разработчиков и как минимум год титанических усилий. Хватит ли этого, чтобы потеснить Google и Yandex? Эксперты уверены, что это лишь необходимые условия успеха для тех, кто рискнет вложить деньги в новую поисковую систему. Достаточное же условие не поддается однозначному определению. Ведь предсказать, когда и кому придет в голову очередная гениальная идея, способная перевернуть рынок поиска в Интернете, не возьмется никто.
Повторить успех двух студентов Стэндфордского университета под силу нескольким студентам МГУ, уверен Виктор Лавренко, имея в виду свою команду разработчиков поисковой системы Nigma. Команду, которая на всякий случай «доукомплектована» студентами того же Стэнфорда. «Я уверен, что в нашем случае возможно всё», — утверждает Виктор Лавренко. Да и в самой Google полагают, что по пути, проделанному в свое время Лэрри Пейджем и Сергеем Брином, теми самыми «стэндфордскими студентами», могут пройти и другие. «Новый поисковик с принципиально новым алгоритмом может появиться в любой момент и изменить расстановку сил, как когда-то ее изменил Google», — соглашается глава представительства Google в России Владимир Долгов.
Похоже, стимул напрячь мозги есть. И немалый.
Основной источник прибыли поисковых систем в Интернете — доходы от контекстной рекламы. Сегодня рынок «контекста» растет куда быстрее, чем другие виды рекламы в Рунете, и по данным системы «Яндекс.Директ» в 2006 году составил 110 миллионов долларов, что почти в 2,5 раза превышает показатели предыдущего года. И это не предел. При нынешних темпах роста в текущем году можно ждать двукратного увеличения объемов рынка. Так что игра явно стоит свеч. Тот, кто сможет разработать систему, которая «ищет лучше других», получит доступ к «пирогу».
Лупа на миллион
Все зависит от амбициозности проекта, уверен гендиректор компании «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов: «Если новый поисковик должен конкурировать с лидерами рынка, то нетрудно назвать минимальные вложения, однако невозможно определить верхнюю планку инвестиций». Ашманов считает, что если ориентироваться на количество проиндексированных «Яндексом» документов и стремиться к таким же результатам, только одного серверного оборудования придется закупить на несколько миллионов долларов. Не говоря уже о разработке самой поисковой системы. А это еще миллион, как минимум.
Хотя бывают и исключения. Так, новый поисковик Mail.ru — GoGo.ru, — обошелся компании «всего» в 700 тысяч долларов. Но не стоит забывать, что у компании уже были собственные наработки плюс сильная команда программистов. А таких команд, умеющих создать конкурентоспособный продукт, по мнению Игоря Ашманова, сегодня на рынке раз-два и обчелся. В итоге шансы заполучить готовых спецов у небольшого стартапа невелики. «Сильных разработчиков готовы нанять нынешние лидеры рынка. C большей вероятностью они туда и пойдут: проекты известнее и зарплаты выше», — говорит Игорь Ашманов.
И все же шансы найти талантливых программистов есть. Да и вложения — два-три миллиона долларов — не столь уж велики по меркам нынешнего рынка. Но это откровенный минимум. В дальнейшем инвесторам придется раскошеливаться снова и снова.
— Перед новичками стоит задача «подвинуть» ведущих игроков. Тут нужен соответствующий маркетинг, а это очень дорого, — говорит Игорь Ашманов. — Вот и получается, что разработка и продвижение могут обойтись уже в 50–70 миллионов долларов.
Возможно, именно поэтому вице-президент Mail.Ru Анна Артамонова считает, что шансы новичков, решивших выйти на рынок поисковых систем, близки к нулю.
Цена идеи
Правильный вопрос
По данным аналитической компании iProspect, 62% пользователей, делающих покупки в Интернете, пользуются поисковыми системами «общего назначения» (Google, Yahoo). Однако то обстоятельство, что на вертикальные поисковики приходится меньше половины покупок, не должно вселять уныние в молодые стартапы, избравшие себе узкую нишу «продуктового» поиска. Ведь по данным исследования IBM «Систематика поиска в Интернете», все запросы можно разделить на навигационные — 20%, информационные — 50% и транзакционные — 30%. Именно последний тип запросов, когда люди ищут тот или иной продукт или услугу, подвергается прямой монетизации при помощи контекстной рекламы. И от того, какой процент людей делает именно навигационные запросы, зависит финансовый успех поисковой системы.
Очевидно, что у узконаправленных поисковиков по товарам или туристическим услугам процент «правильных» запросов будет близок к 100%, обеспечивая им стабильный приток прибыли. А вот поисковым стартапам, специализирующимся на менее материальных категориях, стоит подходить к разработке своей стратегии более внимательно.
Выходит, стартапам в сфере поисковых технологий не на что надеяться? Виктор Лавренко полагает, что связь между масштабами инвестиций в проект и качеством поискового «движка» вовсе не линейна. В подтверждение этого тезиса он приводит пример с мобильными телефонами: сегодня можно буквально за копейки заказать разработку в том же Китае, а в качестве брэнда использовать собственную фамилию. Но такой телефон, не отличимый от других, никто не купит. «То же самое и с поисковой системой. Можно взять программное обеспечение с открытым исходным кодом, купить самое дешевое оборудование, подключиться к Интернету по дешевому тарифу — и вот поисковая система, потребовав менее 100 тысяч долларов, готова. Но кто будет ею пользоваться? Нужен абсолютно новый подход к поиску». А этого за деньги не купишь — требуется «изюминка».
По мнению Леонида Делицина, эксперта ИК «ФИНАМ», новый поисковик не обязательно должен обгонять конкурентов по всем направлениям. Достаточно быть лучше по какому-то одному параметру и донести это преимущество до пользователя. При выполнении этих условий ни рекламные бюджеты, ни массированный маркетинг не спасут теперешних лидеров, которые вынуждены будут «подвинуться», считает Леонид Делицин: «Как только авторитетные пользователи Интернета обнаружат, что есть некая поисковая система, которая ищет лучше, они сразу напишут об этом в своих блогах. На следующий день об этом узнают тысячи людей, а еще через день — десятки тысяч».
Жаль, но определение «ищет лучше» слишком абстрактно. «Любой поисковый стартап придумывает какую-то «фишку» и считает, что именно этот функционал и является наиболее востребованным и современным, — полагает Игорь Ашманов. — Это может быть кластеризация, графическое представление результатов или что-то другое. На мой взгляд, хорошая поисковая система не должна выдавать поискового спама, — уже этого достаточно. Но такой системы нет». По мнению Игоря Ашманова, подобный поисковик — вообще недостижимый идеал. И дело не в том, кто лучше отфильтрует поисковый спам. «Чем более популярна система поиска, тем больше внимания ей уделяют те, кто как раз специализируется на поисковом спаме», — напоминает он.
Найти заново
Если идеал «поисковика без спама» сегодня не достижим, это вовсе не означает, что «молодым и амбициозным» нечем заняться. Как раз наоборот. По словам Виктора Лавренко, развитие поисковых технологий пошло по экстенсивному пути: «Пока мы видим одну тенденцию — алгоритмы поиска постоянно улучшаются, но по-настоящему новых не появляется. Именно поэтому мы занимаемся не улучшениями, как все остальные, а разработкой принципиально новых алгоритмов». Да и Игорь Ашманов согласен с тем, что на одном улучшении уже существующих «движков» далеко не уедешь. Создавать поисковик, который ищет на 10% лучше, смысла нет.
Зато есть смысл изменить сам процесс поиска, как это пытаются делать в Quintura. Выдача результатов поисковой системы представляется в графическом виде. Это интерактивное «облако» тэгов или подсказок, отчасти напоминающее принцип, положенный в основу «мозговых карт».
— Это совершенно новый уровень комфорта для пользователя. Никогда прежде ни один поисковик не был столь дружелюбен и интуитивно понятен, — уверяет президент и соучредитель Quintura Яков Садчиков. Кстати, Quintura — единственный отечественный поисковик, получивший инвестиции от западных инвесторов. «Мы не раскрываем точную сумму инвестиций, привлеченных Quintura, — комментирует Садчиков. — Могу только сказать, что речь идет о нескольких миллионах долларов. Мы получили деньги от венчурного фонда Mangrove Capital Partners, который прославился тем, что в свое время разглядел потенциал проекта Skype и стал его первым инвестором».
Разработчики проекта Nigma.ru идут в том же направлении и, по словам Виктора Лавренко, стремятся предложить пользователям совершенно другой вид поиска информации в Интернете. «Сейчас «Нигма.ру» старается «понять» запрос и выдать не только сайты, но и темы — ассоциации с запрошенными ключевыми словами, — поясняет Виктор Лавренко. — Но это, что называется, только начало. Ведь через несколько лет процесс поиска может измениться еще более кардинально. В будущем, думаю, поисковики станут выдавать не списки сайтов, а просто информацию, которая нужна пользователю. Тогда не надо будет объяснять, что такое «релевантная ссылка», поисковик либо даст ответ на вопрос, либо нет».
Пока же, несмотря на оригинальность подхода «новых ищеек», пользователи предпочитают искать по старинке. Согласно статистике LiveInternet.ru и Spylog, суммарная доля поисковых запросов Рунета, приходящаяся на все альтернативные поисковики вместе взятые, составляет всего несколько процентов.
Одна из причин — недофинансирование проектов альтернативных поисковиков, считает Игорь Ашманов. Ведь даже если идея, лежащая в основе «движка», и способна перевернуть мир, то для «переворота» все-таки нужны средства. И немалые. К тому же «новые идеи» все еще не смогли удовлетворить потребности пользователей. А ведь это основной критерий успеха поискового стартапа.
Пока команды разработчиков находятся в розысках «священного Грааля» и дополнительных денег, те, кто эти деньги мог бы предоставить, — инвесторы — предпочитают вкладывать средства в лидеров, а не в стартапы, которые, скорее всего, не покажут существенных успехов, считает аналитик ИК «ФИНАМ» Владислав Кочетков. Правда, он имеет в виду проекты, вынашивающие, по примеру Quintura, наполеоновские планы «стать новой Google». У тех же, чьи амбиции поскромнее, шансы занять свою нишу и стать привлекательным активом для инвесторов все-таки есть. И ниша эта — вертикальные поисковые системы.
Поиск по вертикали
— Вертикальные поисковики — наиболее перспективное направление на рынке поисковых систем, в том числе в плане консалтинга, — считает Владислав Кочетков. — Конкуренция здесь еще не столь велика, есть огромное число ниш, под которые можно создавать специализированные продукты.
Действительно, «вертикальные поисковики», то есть те, которые, в отличие от своих старших всеядных собратьев, позволяют находить информацию только в одной узкой области, расцениваются экспертами чуть ли не как панацея от основной напасти современного поиска — массы ненужной информации. Ведь, по словам Анны Артамоновой, главная нынешняя проблема всех поисковиков — не отыскание информации, а выбор наиболее соответствующих запросу данных из огромного массива, скопившегося в Интернете.
— Я считаю очень перспективным это направление, — говорит Станислав Борисов, гендиректор компании Happy Web Makers. — Во-первых, текущие поисковики универсальны, и в этом их беда. Без настройки по пользователю (его интересам, его IQ, его «следам в Интернете» и т. п.) розыск чего-то конкретного превращается в разгребание хлама, имеющего лишь некоторое отношение к предмету поиска. Кроме того, в Интернете очень много «попсы», «джинсы» и перепечаток. Поисковики далеко не всегда могут вывести на первоисточник, а людям зачастую нужен именно он. Или сайт, который ведет автор, являющийся в своей теме профи, гуру. В-третьих, роботы поисковиков сейчас относительно универсальны и всеядны. Они индексируют кучу хлама, большая часть которого никогда не будет востребована.
Заботу о «чистоте» поиска можно возложить и на самих пользователей, которые будут отслеживать «неправильные» результаты. В качестве примера подобного проекта Игорь Ашманов приводит социальный поисковик Flexum.ru, пользователи которого могут сами создавать специализированные поисковые машины «под себя». «Сейчас пользователи создали уже полторы тысячи поисковиков. Мы рассчитываем, что на основе этого массива можно создать один универсальный поисковик. В таких системах, созданных самими пользователями, нет спама. Не будут же люди сами его туда вставлять!» — смеется Игорь Ашманов.
Ашманов уверен, что за таким подходом — будущее, а подобных проектов будет все больше благодаря невысокой планке стартовых вложений: «Раньше поисковик был уделом богатых, в том смысле, что разработать его стоило очень дорого. Ситуация, схожая с тем, что было в начале XX века с автомобилями. А потом пришел Генри Форд... Если понизить порог разработки поисковиков, их станет очень много». Но ведь и лидеры это знают! Не случайно Google уже предоставляет свои возможности «в общее пользование».
— Нишевые (вертикальные) поисковые системы очень популярны в США, — замечает Владимир Долгов. — Многие создают поисковики, ориентированные на определенного пользователя, например, на владельцев домашних животных. В этом смысле Google очень дружественна разработчикам, предоставляет собственные технологии и позволяет разработчикам на их основе создавать собственные системы.
Но даже если не перепоручать основную часть работ более крупному игроку и придерживаться концепции «сделай сам», инвестиции в вертикальную, специализированную поисковую систему отличаются от затрат на запуск «большого поисковика» в разы. «Такую разработку можно оценить в 300–500 тысяч долларов, — считает Владислав Кочетков. — А при наличии уже имеющегося штата профессионалов и инфраструктуры инвестиции могут сократиться до 200–250 тысяч долларов».
Может показаться, что подобные проекты будут не слишком популярны. Так, Виктор Лавренко полагает, что всегда удобнее пользоваться более крупным поисковиком, чем множеством мелких. Однако многое зависит от внимания разработчиков к своей системе, возражает Леонид Делицин. Если они будут тщательно «просеивать» поиск и хорошо ранжировать его результаты, занять свою нишу на рынке такие системы смогут. По мнению эксперта, подобные проекты заинтересуют в первую очередь профессиональных пользователей, которые, вместо того чтобы пользоваться универсальными системами и тратить время на разгребание поискового спама, доверятся поисковику, выдающему в их специфической области релевантные результаты, очищенные от «шелухи».
Какой бы способ завоевания рынка ни выбрали те, кто решил во что бы то ни стало потеснить его сегодняшних лидеров, важно помнить одну простую, но вместе с тем важную вещь.
— Главное для любой компании — это видение, — напоминает Яков Садчиков. — Если ты создаешь проект в расчете исключительно на деньги — быстрые или не очень, — ничего хорошего не получится. Всегда нужно быть немного визионером, стараться что-то изменить в жизни пользователей твоего продукта к лучшему. Это принципиальный момент, но до его понимания необходимо дорасти. Все остальное можно узнать на курсах MBA, у консультантов. И не забывайте прислушиваться к собственной интуиции.
Народный поиск
Сколько серверов у Google? Как ни странно, точного ответа на этот вопрос нет ни у кого, кроме, конечно, представителей самой Google. Но они немы как рыбы. Ведь, как и другая «самая инновационная компания» — Apple, Google крайне скупа на раскрытие корпоративных секретов.
По самым консервативным оценкам, сегодня «прочесывать» Интернет «поисковику № 1» помогают порядка полумиллиона серверов, разбросанных по десяткам дата-центров во всем мире. Один из основателей Wikimedia Foundation, компании, курирующей пользовательскую энциклопедию Wikipedia, Джимми Уэльс (Jimmy Wales) считает, что это не предел, он планирует включить в процесс поиска куда больше компьютеров и занять 5% рынка поисковых систем. Вот только, в отличие от Google, основатель «народной энциклопедии» не собирается хранить свои секреты «за семью печатями», а как раз наоборот — хочет задействовать миллионы простых пользователей, точнее, их компьютеры, в самом ресурсоемком с технической и финансовой точек зрения процессе — индексировании документов.
Идея, положенная в основу поискового проекта Wikiasari, проста и является отражением концепции распределенных вычислений, примененной в свое время в проекте по поиску внеземного разума — SETI@HOME: программное обеспечение, загружаемое на пользовательские компьютеры, будет «прочесывать» Интернет и отправлять результаты на сайт компании. Агрегированные данные миллионов «пауков» должны составить основу одного глобального поискового индекса, сравнимого с базами лидеров — Google и Yahoo.
На пользователей также будет возложена и другая, не менее важная задача — ранжирование и очистка от поискового спама результатов поиска. О том, что простые пользователи смогут справиться с поставленной задачей так же хорошо, как и «умные машины», на разработку которых были потрачены миллионы долларов, говорит хотя бы тот факт, что ошибок в энциклопедии Wikipedia, чьи статьи пишутся людьми со всего мира, ничуть не больше, чем в Britannica.
Бизнес-журнал Онлайн