По темпам роста широкополосных подключений Россия занимает третье место в мире после Турции и Польши среди крупных (более 1 млн. подключений) национальных рынков. И с каждым годом их доля показывает устойчивый рост.
За год количество пользователей широкополосного доступа в Интернет в России увеличилось на 47%. 80% роста было обеспечено «домашними» пользователями. За год их количество увеличилось в 2,35 раза (более 750 тыс. человек). И на них же приходится около 42% подобных соединений. Сегодня аудитория широкополосного доступа в Интернет в России составляет более 5,5 млн. человек. И на нее же приходится 53% всей российской недельной Интернет-аудитории.
При этом в Москве, Петербурге и Подмосковье количество подключений возросло за год примерно на 75%. На конец 2005 г. широкополосное подключение было у 1,335 млн. российских домохозяйств: 51% из них приходится на Москву (680 тыс. пользователей), далее идет Подмосковье (10%), а замыкает тройку - Санкт-Петербург (менее 5%).
Регионы показали общий прирост более чем в 2,5 раза, при этом количество домашних подключений увеличилось в 3,2 раза. В лидерах – Свердловская, Челябинская, Ростовская области, Красноярский край, Новосибирская область, Башкирия и Приморский край. Сегодня именно регионы - одна из основных точек роста рынка скоростного подключения. Эксперты полагают, что к 2007 г. количество «домашних» скоростных подключений может достичь 2,4 млн., а объем этого рынка приблизится к 350 млн. долларов. Однако общее проникновение широкополосного доступа в России пока еще очень невелико – менее 1%.
В 2004 г. объем Интернет-рынка составлял 1,1 млрд. долларов, в 2005 г. этот показатель приблизился к отметке в 1,4 млрд. В 2006 г. эта цифра достигнет, по оценкам министерства, 1,75 млрд. долларов, а в 2008 г. — 2,7 млрд., причем рост будет происходить в основном за счет услуг широкополосного доступа, доля которого к этому моменту вырастет до 36%.
Что же касается судьбы традиционной альтернативы «широкополосникам» – dial-up, то в отношении него мнения экспертов разделились. Часть полагает, что в 2007 г. он будет окончательно вытеснен с рынка скоростными подключениями. Другие считают, что развитие широкополосного Интерента будет на руку dial-up’у. Кто из них прав в этих прогнозах, а кто нет – покажет время. Однако уже сегодня рынок продемонстрировал несколько интересных, долгосрочных тенденций и примеров.
Тенденция №1
ADSL-подключения набирают обороты
Сегодня в России скоростное соединение осуществляется не при помощи технологий ADSL и сетей кабельного ТВ, как в большинстве стран, а преимущественно с помощью кабельных Ethernet-сетей. Сегодня на их долю приходится около 62% домашних широкополосных подключений. По количеству подобных не ADSL-подключений Россия занимает 3 место в Европе и 8 – в мире.
Тем не менее, популярность ADSL-подключений уверено набирает обороты. Особенно быстро растут продажи услуги в регионах, где телефонные провода в большинстве своем по-прежнему самый распространенный канал передачи данных.
Не последнюю роль в активации ADSL-предложений сыграл «Связьинвест», настоятельно рекомендовавший телекомам развивать дополнительные услуги. А тем же, кто не смог или не захотел подхватить инициативу – предоставить свою структуру сторонним операторам. Однако последних оказалось не много: региональные телефонисты и сами осознали потенциал широкополосного доступа.
Судите сами. «Стрим» приносит «МТУ-Интел» в два раза больше дохода, чем коммутируемый доступ при соответствующих ARPU – 26 и 5 долларов в месяц. В «Уралсвязьинформе» и «Северо-Западном телекоме» ARPU составляет около 25 долларов в месяц. У «Дальсвязи» этот же показатель составляет около – 40 долларов.
Тенденция №2
Безлимитные тарифы и снижение цены
Вслед за появлением горячих ADSL-предложений и усиленной рекламной компанией операторов домашние широкополосные сети собрались и обновили стоимость пакетов. Так, петербургские провайдеры с приходом апреля запустили обновленную сетку тарифов. В частности, «Вэлл-Ком» одновременно увеличил скорость доступа и снизил цены на безлимитных предложениях: с 50 до 80 Кбит/с за абонентскую плату 500 рублей, со 100 до 150 Кбит/с (700-рублевый тариф) и с 200 до 300 Кбит/с (900-рублевый тариф). Компания практически полностью изменила линейку пакетных тарифов: теперь за 700 рублей пользователь получает 2000 Мб трафика, за 1000 рублей – 4000 Мб, за 2200 и 5400 рублей в месяц – 10000 Мб и 30000 Мб соответственно.
Следующей компанией, обновившей линейку тарифов, стал петербургский филиал «Корбины Телеком». Здесь изменения коснулись лишь безлимитных тарифов: во-первых, были увеличены скорости с 64, 128 и 256 Кбит/с до 90, 180 и 300 Кбит/с соответственно. За доступ на скорости 90 Кбит/с абонент заплатит 19 долларов в месяц, 180 Кбит/с стоит 25 долларов, а за скорость 300 Кбит/с назначена абонентская плата 33 доллара. Кроме того, была снижена сумма первоначального платежа при подключении с 50 до 30 долларов.
Еще одна компания, которая пошла на тарифные изменения, – крупнейший кабельный оператор Петербурга «ТКТ». Ответом на активизацию ADSL-сетей стал безлимитный тариф «Безлимитный 512 Кбит/с плюс», предлагающий неограниченный трафик за 1290 рублей ежемесячно. Одновременно с введением нового тарифного плана была снижена стоимость оборудования – теперь она составляет 1290 рублей против 1650 ранее.
Но самое революционное предложение сделала компания «Транскейно», помимо уже традиционного снижения цен, вышедшая на рынок с безлимитным предложением скорости 2048 Кбит/с стоимостью 2000 рублей.
Заметим, что в той или иной степени маркетинговая чистка тарифных планов и снижение цен захватили всех питерских «домовых» без исключения.
Тенденция №3
Консолидация сетей
Мелкие компании объединяются под едиными торговыми марками, крупные игроки объединяют ресурсы. Процесс объединения в Петербурге начался в прошлом году и на сегодняшний момент набирает обороты. Летом 2005 года сразу несколько сетей – Sonix, WinLink и SilverNet – объединились в рамках проекта LAN IX. На данный момент к проекту LAN IX присоединяются операторы «Кактус», действующий в Новодевяткино, и «Юнет», прокладывающий сети на проспекте Большевиков. Также осенью объединили локальные ресурсы SkyNet и «Доминанта». В середине декабря об объединении внутренних ресурсов объявили «Эленет» и Федеральное государственное унитарное предприятие «Радиотрансляционная сеть Санкт-Петербурга» (ФГУП РС ПС). А недавно произошло слияние сетей AntNET и KlonaNet, при этом последняя ушла под торговую марку AntNET.
Также недавно объединили ресурсы и два крупных игрока петербургского рынка широкополосного Интернета – компании Anthill и ЦИТ «Домашние сети». Ожидается, что вскоре к ним присоединится новый провайдер «Цифра».
Основная привлекательность подобных проектов, по мнению экспертов, заключается в том, что, объединяя ресурсы разных сетей, мелкие сети могут компенсировать недостаток контента и минимизировать затраты на сервис, а крупные сети дать дополнительные сервисы своим пользователям и минимизировать технологические издержки, а соответственно – снизить стоимость предложений на рынке.
Тенденция №4
Коммутируемый доступ в Интернет скорее жив
Несмотря на все прогнозы скорого исчезновения услуги коммутируемого доступа в Интернет, в 2005 году большинство петербургских карточных Интернет-провайдеров активно играли на рынке, и результаты их деятельности никоим образом не свидетельствуют об угасании этого бизнеса. Большинство компаний отметило в 2005 г. не только сохранение уровня продаж 2004 г., но и некоторое повышение прибыли от услуги dial-up, в основном за счет введения новых методов доставки Интернета и увеличения числа маркетинговых акций.
Одна из наиболее ярких тенденций – операторы стали активно использовать новый канал продаж – через SMS-сообщения. Первопроходцем в этом сегменте стала компания «Линкей». Вслед за «Линкей» на этот рынок вышел «ПетерСтар», затем – «Зебра Телеком», «ЛАНК Телеком», «Вэб Плас» и «ВестКолл». При этом «ЛАНК Телеком» предложил абонентам сотовых компаний получать необходимую информацию не через SMS, а с помощью звонка оператору.
Одновременно с этим провайдеры отказались от постоянного снижения цен, сосредоточив свои усилия на проведении различных акций и выведение новых продуктов. Так, «ЛАНК Телеком» возродила линейку не требующих регистрации Интернет-карт, которые продвигает под маркой «Новый простой Интернет».
Компания «Вэб Плас» пошла по уже накатанному пути и продолжила традиционную акцию «Три по цене двух».
В целом рынок карточного Интернет-доступа в Петербурге не испытал серьезных потрясений с развитием широкополосного Интернета, сосредоточившись на политике привлечения новых клиентов и повышения лояльности уже существующих.
Тенденция №5
Широкий интерес
Как ни парадоксально звучит, активная рекламная политика ADSL-щиков на руку всему рынку в целом и в первую очередь самим пользователям. Во-первых, озвучивая стоимость предложения в рекламном ролике или ином носителе, компании лишний раз подчеркивают доступность Интернета, что в свою очередь повышает интерес со стороны обывателя, ранее считавшего эту услугу недоступной собственному бюджету. Во-вторых, доступное предложение подтягивает за собой остальной рынок, вынужденный пересматривать существующие цены. В-третьих, получающаяся ценовая давка активизирует опытных пользователей, заставляя их мигрировать от одного оператора к другому в поисках лучшей цены и лучшего сервиса. Таким образом мы получаем уникальную ситуацию, аналогичную ситуации в сегменте сотовой связи после прихода на Петербургский рынок новых игроков - МТС и «Билайна»: местные операторы вынуждены предлагать адекватную альтернативу активизировавшимся ADSL-операторам, постепенно переходя с ценовой составляющей на сервисную. В результате выигрывает и весь рынок, и конечный пользователь.
Подводя итог всему вышесказанному отметим, что в своем развитии Петербургский рынок широкополосного Интернета почти досконально повторил московские тенденции, обыгранные еще пару лет назад и по сути определившие тем самым будущий сценарий развития региональных рынков.
Цифровик