вторник, 18 декабря 2007 г.

ChronoPay всерьез увлекся туризмом

17 декабря компания ChronoPay объявила о том, что вошла в состав Российского Союза Туриндустрии. Вступление в РСТ наверняка обусловлено возросшим интересом российских туристических агентств, гостиниц, отелей и авиакомпаний к технологиям электронной коммерции.


"Членство такой компании для РСТ весьма актуально, поскольку развитие электронной торговли, в том числе на туристическом рынке – тенденция объективная, динамичная и, судя по всему, долгосрочная", - говорит президент РCТ Сергей Шпилько.


Три недели назад мы писали о важном для российского рынка электронной коммерции событии: Совет Федерации в третьем и окончательном чтении одобрил законопроект "О внесении изменения в статью №105 Воздушного кодекса Российской Федерации", в связи с чем отечественные авиакомпании получат возможность ввести услугу электронных билетов. Поостыв от такой приятной новости, давайте посмотрим, что же дало отечественному рынку решение СФ.


По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), доля продаж электронных билетов через единую систему взаиморассчетов Billing and Settlement Plans (BSP) в 2006 году составляла 70%, а к началу 2008 достигнет 92%.


Россия была и пока что остается одной из последних в мире по уровню использования электронных билетов. Благодаря одобрению Минфина, Минтранс разрешил отечественным авиаперевозчикам реализовывать ЭБ. С 15 декабря полеты по электронным билетам начались в ГТК "Россия". Используются ЭБ в "Трансаэро", S7, "КД авиа", "Владивосток Авиа", "Уральских авиалиниях", в авиакомпаниях альянса AiRUnion ("КрасЭйр", "Домодедовские авиалинии", "Самара" и др.). По оценкам НАУЭТ, в 2007 году стоимостной объем продаж электронных билетов может превысить 200 миллионов долларов. По прогнозам IATA, уже в 2010 году ежегодные продажи электронных авиабилетов в России превысят 4,5 млрд. долларов.


Большинство аналитиков сходятся во мнении, что внедрение в оборот ЭБ - процесс длительный, ведь аэропорты необходимо оснастить дорогостоящим оборудованием, ПО, грамотно обучить персонал. В ГТК "Россия" вообще считают, что расходы на себя система электронных билетов покроет лишь года через два. Однако перечисленные проблемы меркнут по сравнению с основной и фундаментальной — уровнем развития электронных платежей в целом по стране. В настоящий момент отсутствуют четкие правовые схемы работы платежных систем, нет единого мнения в регулировании данного вопроса со стороны государственных органов, отсутствует единое информационное пространство для сотрудничества и координации действий между участниками рынка.


Интернет-услуги также еще не слишком популярны. SkyExpress, например, принимает оплату за ЭБ через Интернет только по кредитным картам. WebMoney и "Яндекс.Деньги" подключат позже, когда население обзаведется электронными кошельками и будет в них держать суммы, сопоставимые со стоимостью авиабилета. Тем не менее, Игорь Зворыкин, руководитель проекта E-Avia компании ChronoPay (они уже давно пытаются внедрить электронную коммерцию в повседневную жизнь), видит позитивные тенденции: "В текущем году количество эмитированных карт превысило отметку в 80 миллионов штук. Население привыкает расплачиваться при помощи пластика".


Как известно, спрос рождает предложение. А потому региональные аэропорты еще не скоро модернизируют своё оборудование до того, чтобы беспрепятственно торговать ЭБ. Есть и вторая проблема в регионах — слабое вхождение Интернета в жизнь обывателей. Человек, который летает раз в год-два из российской глубинки не будет использовать системы электронных платежей, да и не факт, что кредитная карточка у него найдется.


Впрочем, мнение господина Зворыкина более оптимистично: "России в целом уже присутствует необходимая инфраструктура для массового развития Интернет-продаж транспортных и туристических услуг. В большей части крупных и средних населенных пунктов существует доступный широкополосный Интернет. Россия уже занимает 3-е место в Европе по количеству Интернет-пользователей (более 25 млн. человек)". Тут представитель ChronoPay немного лукавит: немудрено быть на третьем месте, когда население России составляет ровно треть населения стран Евросоюза. В процентном соотношении Россия до сих пор пасется внизу таблицы.


К сожалению, в ближайшие полгода особых изменений в схемах продаж авиабилетов по России не произойдет. А потому ЭБ останутся удовольствием лишь для популярных маршрутов: Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска.


webplanet.ru

Комментариев нет: