15 миллионов долларов как бюджет интернет-портала – это не американская мечта, а современная российская реальность. Сайт-рекордсмен top4top.ru, судя по всему, готов поглотить и большие вливания, чем уже потрачены на его создание и запуск. Фонд Russian Media Ventures объявил о старте этого "коммуникативного портала" под руководством Дмитрия Диброва и Льва Новоженова еще в конце 2007 года, но тогда попытки войти на него для простых пользователей оказывались неудачными.
Основой портала должны были стать сервисы для общения - почта, обмен фото и видео, блоги, чаты и ряд других. $4,5 миллиона из $15-миллионного бюджета проекта ушли на телевизионную рекламу.
Также стало известно, что top4top планирует закупать аудио- и видеоконтент, утверждая, что до них ни один из крупных порталов этого не делал.
Таким образом, среди недавних стартов проект по затратам сопоставим разве что с сервисом LovePlanet - расходы на его рекламу в начале года оценивались в $10 миллионов. По сравнению с ними другой интеллектуальный новорожденный ресурс - "Школьный портал - Единая стартовая страница" – может показаться просто нищим, ведь его бюджет составил всего 15 миллионов рублей. Вероятно, поэтому с открытием у него все было еще хуже, чем у Top4top – после открытия в декабре ресурс просуществовал только два дня и закрылся с обещанием начать работу в концы января.
К слову, Top4top - яркий представитель новой волны завоевания бизнесом виртуального пространства. "Веб 2.0, помимо всего прочего, все-таки пузырь: почти такой же, как пресловутый доткомовский в 1999–2000 годах, - пишет Антон Антич в computerra.ru. - Опять новые проекты появляются как грибы; опять у их создателей чаще всего нет ни малейших соображений о том, как они будут зарабатывать деньги. Точнее, соображения есть, но очень смутные".
Отличие нового "дотком-бума" в том, что если на рубеже веков деньги давали просто за словосочетание "интернет-проект", то сейчас уже требуют уникальный продукт, с которым уже можно пойти к инвесторам, а поставлять уникальный продукт в новых проектах должны сами пользователи.
Именно к таким и относится Top4top: здесь, по задумке, пользователи создадут необходимый контент, а заодно и аудиторию для рекламы, в которую войдут они сами и те, кто интересуется их продуктом. Платить за такой продукт никто не будет – пользователь получает удовольствие от общения и мнимой популярности в рамках данного сайта, а авторы проекта пытаются на этом удовольствии наживаться. Схема неплохая, но пока еще не полностью отлаженная.
Эксперты Рунета, оценивая Top4top, согласились, что при заявленном бюджете и при грамотном использовании из проекта можно сделать портал, который приблизится к "большой четверке" (Яндекс, Rambler, Mail.ru и РБК). Дело за малым – создать необходимый трафик, для чего необходимо заполучить солидную аудиторию.
Новогодние каникулы закончились, и сайт наконец-то ожил - 7 января Top4Top открыл публичную бета-версию. Однако до доступности для всех, для чего сайт и был задуман, еще очень далеко.
"Дибров открыл песочницу для ТВ-рекламодателей" (Маша Форманюк, webplanet.ru).
"Судя по всему, Top4Top создан под приход в Интернет крупных рекламодателей (о котором давно рассуждают игроки рынка, и к которому готовятся продавцы из IMHO VI) -- пишет Мария Форманюк в своей статье на webplanet.ru. - То есть рекламодателей, привыкших к размещению на ТВ и расходах на количество, а не качество контакта".
Скорее всего, так оно и есть, потому что бесплатный для пользователей сайт жить может только за счет рекламы. Вкладывание миллионов долларов говорит о том, что создатели проекта рассчитывают на много большую отдачу от своего детища.
Когда пойдет приток рекламы, и тем более когда она начнет окупаться – прогнозировать сложно. Пока что пользователи, заходя на сайт, спотыкаются на технических недостатках, и уходят недовольными.
"Ресурс позиционируется как "интеллектуальный", хотя характер контента и рекламная кампания в массовых СМИ свидетельствуют скорее о прицеле на массового зрителя - и соответствующие рекламные доходы", - считает Маша Форманюк. "Грубым ляпом" она называет то, что сайт открылся только во flash-версии, доступной только в Internet Explorer. Проблему отображения в основных браузерах быстро решили, а вот открытие hmtl-версии откладывается.
А это, надо сказать, существенно урезает аудиторию портала: далеко, далеко не все пользователи обладают мощными машинами и неограниченным Интернет-трафиком, чтобы позволить себе работать с flash-сайтами, которые тянут массу трафика и предъявляют определенные требования к скорости работы машины. Html-версия, доступная любому пользователю Рунета, могла бы проблему решить, однако авторы проекта не спешат ее запускать. Может быть, потому что она менее яркая, менее привлекательная? Как отозвался пользователь die_gelassenheit в своем журнале на liveinternet.ru, это "ресурс, который жрет трафик, построен целиком на флэше. Адаптировано под блондинку с быстрым анлимом".
В контексте "интеллектуального" позиционирования портала странно то, что его создатели предлагают максимально простую регистрацию, игры, блоги, хранение файлов и прочее подобное, что явно не будет способствовать наполнению сайта интеллектуальным содержанием. Разве только остаток многомиллионного бюджета уйдет на армию модераторов, которые непременно окажутся еще и цензорами, что противоречит закону о СМИ нашей страны.
Даже если в СМИ озвучиваются серьезные бюджеты проектов, это отнюдь не значит, что проект может и будет сделан на высоком уровне (ЖЖ-юзер nwcboss).
"Как потерять много денег в российском Интернете?" – назвал свой отзыв о Top4top на blogspot.com пользователь Олег Тарасов. "Сразу ничего не понял, - пишет он. - Внятного, понятного интерфейса на портале нет и видимо не будет, а тот что есть напрягает. Весь портал выполнен на Flash, и чрезвычайно перегружен графикой. Контент самый заурядный, отдает желтизной (ностальгия по "Времечку") и ничем не выделяется, а даже уступает существующим качественным порталам".
"Если говорить о самом процессе открытия, то я, как человек тесно связанный с рекламой, хочу выразить знак уважения и одобрения людям, планировавшим выход в массы, - пишет автор сайта-блога об Интернет-бизнесе crumblife.com. - Это и презентация перед ведущими СМИ, и открытое предоставление «спущенной» суммы, и количество привлечённых «звёзд», да и сам ажиотаж, созданный вокруг top4top. Молодцы ребята, молодцы".
Но на этом похвалы заканчиваются, даже с точки зрения рекламных специалистов. Весь портал сделан на Flash`e, а это для портала с большим объемом контента скорее минус. Плюсом флешки являются только для промо-сайтов.
Модная до затасканности черно-бело-красная гамма сайта радовать уже не может. "Красный шарик, уроки по созданию которого лежат на каждом сайте о Фотошопе, просто "прелесть", - пишет все тот же автор с crumblife.com. - Единственное, что хоть как-то "порадовало", это неплохие иконки в центре экрана, а то что почти все они срисованные с клипартовских и фрилансерских, так это так… пустячок".
"Топ4туп", - назвал сайт ЖЖ-юзер sugrobello. "Глянул на новорожденный мегапортал "top4top.ru", названный самым амбициозным проектом Рунета, вселенной и окраин. Честно говоря, ничего кроме амбиций не нашел, - пишет он. - Обыкновенная лента новостей, перевираемая передираемая отовсюду плюс какой-то зародыш системы френдов. Зато это все завернуто целиком во флеш (и даже последний), чтоб "лучшие люди" смотрели не просто на буковки и картинки, а еще и радовались красивому сглаживанию форм, адским пертурбациям происходящим при переходах по сайту, при которых все картинки перегружаются заново (то есть всякие кэши, ImagesLikeOpera, баннерорезки, призванные экономить трафик, место на экране и время загрузки, собирают свои пожитки и идут лесом). И, к слову про картинки, уж если авторы проекта решили тешить нас каждоразовым перегружанием, то хоть бы потрудились пожать эскизы изображений по-людски".
Кроме того, что сайт требует для просмотра 9 версию Flash-плеера, у него немало других недостатков. Пошедшие на поводу у рекламной кампании пользователи один за другим пишут о проблемах при регистрации и входе на сайт, а удалить аккаунт – об этом лучше и вообще не думать.
Солидарен с этим мнением и Александр Экслер: "На кого это все рассчитано - непонятно совершенно. Зато хорошо видно, что проектировали "портал" деятели шоубизнеса, которые ничего не понимают в том, что вообще такое юзабилити, интерфейс, веб-дизайн и так далее. Налепили мегатонну флеша, придумали какие-то совершенно бредовые и никому ничего не говорящие названия рубрик ("паранойя", "партзверь", "слово", "Ом" и так далее), обвешали пищалками и пукалками - и вперед, шоубизнесить в Интернете. Я уж молчу о том, что читать тонкие белые буквы на черном фоне - попросту даром ломать себе глаза. Тем более что буквы представляют собой обычные новости, понадерганные отовсюду".
ЖЖ-юзер luchiaen сайт изучал долго, и пришла в итоге к тому же мнению, к которому пришли пользователи, сразу повернувшие от входа на сайт в иные уголки Рунета. "Сделанный на флеше сайт - это чудесно, особенно, если флеш 9-й, - пишет luchiaen. - Мне его даже пришлось специально ставить для того, чтобы залезть на сайт, причем удалось это только со второго раза (да-да, именно со второго). Сайт грузится секунд 15, что, в общем, не страшно, если забыть, что 15 секунд он грузится по 2-мегабитному каналу. То есть мегабайт он, таки всасывает...
Зачем? Куда ему столько. Все равно я в содержимом не понял ничего - все как-то про вибраторы, сделанные из пылесосов и перфораторов, и индейцев в Бугатти.
Черный фон и мелкие белые буквы очень способствуют пониманию прочитанного материала. А для особенно тупых материалы в каждой рубрике почти все дублируются в правой и левой колонке".
Из недостатков сервисов найдено немало: авторизация происходит в среднем через полчаса, причем о том, что на ваш электронный адрес отправлено письмо, уведомления не приходит – догадывайся, получилось зарегистрироваться или нет, сам; фотографию в профайл залить можно, но как она поместиться в рамку – предугадать нельзя, видеоархив не понимает формат Квиктайма, в котором сохраняет видео часть фотоаппаратов, фотоархив не умеет грузить сериями.
Разумеется, на сайте есть "туториал" - он объясняет, что такое информационные блоки на странице. Не зря, надо сказать, потому что без объяснения понять, к примеру, название блока "Все дня" нереально.
Я пока не понимаю, для кого это все вообще сделано. Выглядит как блондинка в шоколаде. Только если ее достать и отмыть, выясняется, что это размалеванный сорокалетний трансвестит. Да и вместо шоколада - плохо сваренная сгущенка… (Александр Экслер).
Впрочем, нельзя сказать, что недовольными остались абсолютно все пользователи, ведь большинство – не все. Свою целевую аудиторию находит любой сайт.
Судя по тому, как работает портал, можно сделать вывод, что основные средства из бюджета Top4top ушли на то, чтобы оплатить участие этих звезд в проекте, и в этом авторы проекта не прогадали: среди целевой аудитории – те, кого интересует все, что делают Дибров и Новоженов.
"Недавно увидела по телеящику своего любимого ведущего, который куда-то пропал в последнее время, - пишет пользователь liveinternet.ru Эльтер Аго. - Дибров отделял зерна от плевел и отсеивал все лишнее. Таким образом, я сегодня оказалась на славном портале top4top. Сначала очень долго пыталась осилить навигацию (примерно 10 минут), а потом осознала, что все очень удобно и просто. И интерфейс сайта порадовал. В общем, там есть все: поиск, новости, общение, хранилка файлов, фотоальбом, блог, привязка блогов ЖЖ и ЛиРу, блоки знаменитых людей и много полезных разностей.
Я теперь там буду, наверное, если привыкну окончательно".
Последние слова – ключевые. Пользователи других блогов, других сайтов фото и видеообмена, посетители новостных лент – многие ли из них предпочтут уже известным и надежным ресурсам нечто новое, к тому же столь неудобное в обращении? Покажет время. На раскрутку и выход на полную окупаемость авторы проекта отводят себе два года.
strana.ru
вторник, 15 января 2008 г.
"Блондинка в шоколаде", или 15 миллионов на интернет-проекты
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий