среда, 16 января 2008 г.

Сети третьего поколения - это полноценный мир без проводов

3GТрафик передачи данных в сетях 3G растет на 600-700% в год. У каждой компании из «большой тройки» есть десятки миллионов пользователей, которых надо переманить в новые сети.


То, что сети третьего поколения стандарта UMTS (Universal Mobile Telecommunication System) будут строиться в нашей стране уже в 2007 году, вполне достоверный факт. Другое дело, какую стратегию изберут операторы для реализации подобных проектов - именно от этого будет зависеть, в каких регионах и как пользователи смогут получить доступ к современным услугам связи.


Сети третьего поколения, 3G, в понимании операторов - это полноценный мир без проводов, когда по скоростному каналу пользователи получат любой контент, который в состоянии будут оплатить. К слову, трафик передачи данных в уже инсталлированных сетях 3G растет на 600-700% в год - цифра, недоступная на отечественном рынке никакому кабельному интернет-провайдеру, о которой помнят все сотовые операторы. Именно поэтому самыми первыми абонентами 3G будут пользователи, которым интересны мобильные модемы и доступ в сеть интернет. Для небольших офисов будут популярны гибридные устройства, которые принимают данные от базовой сети по скоростному протоколу передачи данных HSDPA (High Speed Downlink Packet Access), а распределяют внутри помещения по Wi-Fi - таким образом, дорогостоящие модемы надо будет приобретать в весьма ограниченном количестве.


Одновременно цены на трафик будут снижены для стимулирования перехода, а операторы сотовых сетей, особенно МТС, которая обладает своей торговой сетью, предложат скоростные модемы по вполне привлекательным ценам (скорее всего, даже ниже среднерыночных). Некоторое падение рентабельности - это плата за возможность перетянуть наиболее платежеспособную аудиторию в новые сети. Причем, что интересно, в первые пару лет после начала строительства сетей 3G соперничества за пользователей между операторами почти не будет, все будут ориентироваться только на свою абонентскую базу - у каждой компании из «большой тройки» есть десятки миллионов пользователей, которых и надо переманить в новые сети на первом этапе. Именно для этого любой оператор, который получит лицензию, будет продвигать скоростные технологии передачи информации HSDPA, причем как можно более современного релиза (скорости там различаются от 3,6 Мбит/с до 14,4 Мбит/c, что по сравнению с 100 Кбит/с сегодняшнего EDGE выглядит весьма и весьма внушительно).


В этой связи интересны планы по строительству подобных сетей в нашей стране. Безусловно, 3G будут развернуты в крупных городах и в ближайшие 3-4 года останутся именно в границах мегаполисов. И этому есть несколько причин.


Во-первых, проводная транспортная сеть, по которой в опорной сети сотового оператора будут передаваться данные от абонентов в интернет и наоборот. Наиболее развиты эти каналы в крупных городах страны, где у операторов достаточно значительное присутствие.


Во-вторых, собственно частоты, которые требуются для сетей 3G, - их, безусловно, нужно будет разыскивать, договариваться с их текущими потребителями и высвобождать (разумеется, не бесплатно). В городах делать это, с одной стороны, сложнее (количество спецпотребителей больше), но территория, о которой надо договориться, не такая большая.


В-третьих, позиции для беспроводных сетей (БС) - учитывая тот факт, что их эффективная площадь работы гораздо меньше, чем в сетях 2G, их количество придется серьезно увеличивать. Найти подходящие точки в городах не только проще, но и дешевле. К слову, так называемые отделы согласований, которые есть у каждого оператора (именно они заняты строительством позиций для БС), уже подбирают такие точки по всей стране.


В-четвертых, покрытие. На этот счет существует два сценария развития событий. Согласно первому нетерпеливые операторы будут строить сети 3G в виде островов - покрывать сначала территории деловых центров, вокзалов, туристических ареалов и т.д., постепенно расширяя покрытие на весь город. Однако современные модели телефонов не могут точно сказать пользователю, где сеть третьего поколения уже есть, а где господствует только 2,5G. Таким образом, совершая, к примеру, видеозвонок или смотря передачу мобильного ТВ, абонент при перемещении может выпасть из зоны действия БС третьего поколения с соответствующими негативными мыслями по поводу нового сервиса. Однако такой подход для оператора будет наименее затратным в плане денег и времени - сеть будет работать практически сразу.


Второй сценарий - оператор накроет сетью целиком весь город и только потом запустит ее в коммерческую эксплуатацию. Учитывая проработанность вопросов строительства (компании федерального уровня до сих пор монтируют БС сотнями в месяц по всей стране), на крупный город оператор вряд ли потратит более двух кварталов, зато избежит вала негативных обращений по поводу того, что «здесь что-то не работает».


В-пятых, концентрация платежеспособного спроса. На территории мегаполиса в достаточной степени присутствуют бизнес-клиенты, которые поддаются логичной аргументации и готовы рассматривать возможности по повышению эффективности своего бизнеса за счет получения новых сервисов и быстрой скорости связи. Не будем забывать, что во многих городах нашей страны дела с проводным широкополосным доступом обстоят крайне плачевно, а рынок Wi-Fi за исключением Москвы и Санкт-Петербурга практически не развит. В этой связи грамотно предложенный сервис по быстрому доступу в сеть, который будут развивать компании с хорошо известным брендом, имеет хорошие шансы на успех.


wwworld.ru

Комментариев нет: